Каких изменений ждать в Инкотермс в 2020 году?

23 декабря 2019

Международные правила INCOTERMS были созданы для систематизации и единообразного толкования терминов, практик торговли и определения аспектов договоров купли-продажи. Но изменение законодательства, смена логистических тенденций, внедрение новых технологий и процессов — все это заставляет мир меняться. А значит, должны меняться и правила. С 1 января 2020 года в силу вступят правила Инкомтермс в новой редакции.

Что ждет грузоперевозчиков, покупателей и продавцов?

Первые правила INCOTERMS были опубликованы еще в 1936 году и с тех пор регулярно обновляются — примерно раз в десятилетие. Сейчас еще действует редакция 2010 года, но уже опубликованы новые правила и меньше чем через месяц они вступят в силу. В них пересмотрены определения 11 торговых терминов, а также затронуты вопросы распределения рисков между участниками международной торговли. Предполагается, что это упростит отношения и устранит возможную путаницу в понимании и определении ряда логистических процессов.

А теперь — непосредственно к изменениям.

DAT и DPU

В новой редакции исчез термин DAT, означающий Доставку на терминале. Вместо него теперь используется DPU —  Доставка на место выгрузки. Сделано это чтобы:

  • Исключить путаницу между DAT и DAP (Поставка в месте назначения). В первом случае доставка считается выполненной после того, как товары выгружены и переданы покупателю в определенном терминале, а во втором — доставка осуществляется до выгрузки груза, когда он только прибыл к заказчику на транспортном средстве готовом к разгрузке;
  • Дать продавцу и покупателю возможность согласовывать любые места поставки товаров, а не только определенные терминалы.

Условия поставки FCA

FCA или Франко перевозчик — универсальный термин, используемый почти в половине международных торговых операций. Проблема старой редакции заключалась в том, что в случае использования банковского аккредитива продавец мог получить деньги только предоставив в банк коносамент, подтверждающий погрузку товара. Но грузоперевозчик обычно таких документов не выдает. В новой редакции он получает такое право — с указания покупателя. 

Новые правила INCOTERMS

Страховое покрытие для CIP

Условия поставки CIP расшифровываются как «Перевозка и страхование оплачены до» и предполагают страхования товара продавцом в пользу покупателя по пути до оговоренного пункта назначения, где происходит передача товара покупателю. Если ранней редакцией предусматривалось минимальное страховое покрытие с возможностью его повышения по согласованию сторон. То теперь действует обратное правило: продавец обязан страховать товар на полную стоимость (и даже с возможностью превышения ее на 10%). Но по договоренности страховое покрытие может быть уменьшено. Такой подход актуален для насыпных и навальных грузов с низкой стоимостью единицы веса, страхование которых с максимальным покрытием приводит к существенному росту стоимости.

Собственный транспорт

Действующие правила INCOTERMS предусматривали только случаи перевозки товаров между продавцом и покупателем третьей стороной — грузоперевозчиком. В обновленной редакции добавлена возможность перевозки грузов собственным транспортом одной из сторон сделки. 

Расходы и риски

Теперь их распределение при различных вариантах сделок купли-продажи оговорены в отдельных статьях, касающихся каждого конкретного правила Инкотермс. Это позволит участникам сделки получать более полную информацию о расходах и рисках, которые будет нести каждая из сторон. Это также касается и ответственности за таможенное оформление груза.

Безопасность

Теперь в правилах прописан и новый уровень требований безопасности — везде, где это возможно, продавец должен проверять и обеспечивать безопасность транспорта и груза, а также предоставлять покупателю актуальную и достоверную информацию по этому вопросу. Правда отсылок к конкретным требованиям безопасности в INCOTERMS 2020 пока нет и правила носят общий и рекомендательный характер. Но в дальнейшем   следует ожидать изменений и уточнений в этом вопросе. 

В целом можно сказать, что новая редакция стала более понятной и информативной, из нее исчезли двусмысленные и общие определения. А в каждом пункте правил также появились обширные пояснительные примечания, исключающие неоднозначные трактовки.