Новые правила Incoterms-2020 в действии

3 апреля 2020

С 1 января текущего года вступили в действие новые международные правила торговли, устанавливающие права и обязанности сторон по сделкам купли-продажи — Инкотермс 2020 (Incoterms 2020). Первый такой сборник нормативов был создан и опубликован в 1936 году и с тех пор несколько раз нерегулярно обновлялся. С 1980 года обновления носят регулярный характер и выпускаются каждый 10 лет. В этом году в действие вступила уже девятая редакция.

Incoterms-2020

Сфера и особенности применения Инкотермс 2020

Новая редакция правил не отменяет действия предыдущих — во всяком случае в тех пунктах, где они не противоречат нормам Инкотермс 2020. Кроме того, сами правила не заменяют договора купли-продажи, не устанавливают стоимость товара и способ расчета между отправителем и получателем. Они лишь определяют распределение обязанностей между участниками сделки, тем самым упрощая и сокращая сам договор. Так как вместо перечисления условий сделки можно лишь дать ссылку на соответствующие пункты Incoterms 2020 или правил в другой редакции, если в договоре используются иные нормы. 

Основные нововведения в Incoterms 2020

Тем, кто ранее уже пользовался правилами Инкотермс и хотя бы приблизительно разбирается в них, изменения не доставят сложностей. Их не так много и в основном они касаются терминологии, более четко определяя понятия, которые ранее вызывали вопросы.

Вот краткий список основных изменений в сравнении с редакцией 2010 года:

  • Термин DAT, определяющий доставку до терминала, заменен на DPU (доставка в место разгрузки). Сделано это, чтобы избежать путаницы с созвучным определением DAP, означающим доставку без разгрузки. Кроме того, DPU теперь не ограничивает место доставки только терминалом;
  • Дополнения к правилам универсальной перевозки FCA (Франко-перевозка) обязывают грузоперевозчика выдавать отправителю документы с пометкой «на борту», что является дополнительной гарантией погрузки и сохранности товара;
  • Продавца обязали страховать грузы в пользу покупателя. Это может быть сделано двумя возможными способами. Согласно условиям CIF — на минимальную сумму с возможным ее повышением по согласованию сторон. По условиям CIP — на максимальную сумму с возможным ее уменьшением;
  • Учтена возможность, установлены момент перехода рисков и ответственность сторон при перевозке грузов собственным транспортом продавца или покупателя;
  • В статьях A9 / B9 «Распределение расходов» приведен полный перечень затрат, которые несут участники сделки. Это позволяет при заключении сделки сразу оценить расходы, риски и ответственность каждой из сторон;
  • Более четкое распределены обязанности между продавцом и покупателем по таможенному оформлению и сопровождению товаров на границе при экспорте, импорте и транзите.

Морские грузовые перевозки

Таким образом, не внося существенных изменений в предыдущую редакцию, правила Инкотермс 2020 более четко регламентируют обязанности сторон и уточняют ряд вопросов, которые ранее могли вызывать споры и конфликты в сложных ситуациях. Таким образом сделан упор на безопасность и страхование грузов, что дает дополнительные гарантии участником международных сделок и упрощает сам процесс составления и заключения договоров.

Кроме того, из новой редакции правил были удалены некоторые пункты, положения которых противоречили Таможенному кодексу ЕС. В частности, это касается базовых условий поставки EXW, за экспортное оформление которой ответственность теперь полностью несет поставщик. Как это и было прописано в Таможенном кодексе.