Проблемы и перспективы контейнерных перевозок в России в 2021 году

26 января 2021

Несмотря на то, что в целом в период пандемии логистическая сфера пострадала довольно сильно, в сегменте железнодорожных перевозок наблюдался рост. В условиях карантина грузы по ЖД-магистралям доставлялись вовремя, чего не могли гарантировать ни морские, ни воздушные линии. Гибкость железнодорожного сегмента транспортной отрасли стала главной причиной того, что общий объем грузоперевозок в 2020 году снизился лишь на 2,5-3% в сравнении с 2019 годом. А кое-где наметился и рост. Так объем железнодорожных контейнерных перевозок увеличился на 16%. Есть все предпосылки к тому, что в текущем году эта тенденция сохранится.

Проблема морских контейнерных перевозок грузов

Более 90% мирового грузооборота всегда приходилось на перевозку контейнеров, насыпных, наливных и иных грузов морским транспортом. Ситуация изменилась из-за карантинных ограничений в первой половине прошедшего года. Но во второй половине 2020-го спрос на китайский экспорт в США и Европе резко вырос. Из-за этого сложился дисбаланс тары — «shipageddon», как его окрестили грузоперевозчики. Везти пустые контейнеры из США или Европы в Китай не имеет смысла, а товаров, чтобы их нагрузить, попросту нет.

Международные перевозки сборных грузов

В такой ситуации перевозчики взвинтили цены на фрахт в разы. Но даже по завышенной стоимости найти пустые контейнеры непросто. Из-за чего средняя задержка на морских маршрутах сегодня достигает 5-7 дней. Неудивительно, что все больше грузополучателей и отправителей стали задумываться о перевозке морских контейнеров автотранспортом и по железной дороге. Это дороже, но уже не так разительно, как до пандемии. А соблюсти сроки на сухопутных маршрутах куда проще.

Железнодорожные перевозки контейнерами

Как отмечают российских специалистов, контейнерные перевозки железнодорожным транспортом «удалось раскачать», благодаря привлечению «китайских производителей на железную дорогу. Основным драйвером на этом направлении выступил Китай. Но во многом ситуации поспособствовало и географическое положение РФ. Ведь сейчас по направлению Европа-Китай действует более 60 регулярных ЖД-маршрутов, а из Китая в Европу — 84. Большая их часть — это транзит по российской территории.

Отчасти росту объемов перевозки грузов железнодорожным транспортом способствовало летнее открытие транзита санкционной продукции через территорию страны. За пять с половиной месяцев прошедшего года было совершено более 1 700 таких ЖД-перевозок (более 80% всего транзитного потока пришлось на перевозку грузов в контейнерах автомобильным транспортом). Правда, в сфере транзита наблюдаются и негативные для нашей страны процессы — перераспределение грузопотоков. В последнее время все более популярными становятся маршруты из Китая через Казахстан, из-за чего страдает железнодорожная инфраструктура Дальнего Востока и Сибири. Впрочем, эксперты утверждают, что ситуацию может изменить государственная поддержка.

Перевозка грузов в контейнерах автомобильным транспортом

Субсидии помогут транзиту

О необходимости субсидирования транзитных перевозок морских контейнеров, негабаритных и иных грузов по ЖД ранее не раз говорил Президент РФ Владимир Путин. Идея была поддержана и Правительством, и бизнесом, но механизм такой поддержки пока находится в стадии разработки. Специалисты отмечают, что снижение стоимости ЖД-перевозки морского контейнера 20 футов на 25-30% за счет государственных средств сделает Транссиб удобным и выгодным не только для Китая, но и для Кореи и Японии. Ведь выгода во времени в сравнении с морским маршрутом через Суэцкий канал составляет 20-25 дней.

Причем субсидии такого размера нужны даже не на постоянной, а на временной основе — чтобы пользователи оценили удобство и преимущество Транссиба. Как показывает практика, после перестроения логистики повышение цен уже не отпугивает перевозчиков. Тем более, что субсидирование контейнерных перевозок сборных и иных грузов возвращается в виде дополнительного заработка операторов и инфраструктуры.

Перевозка грузов сборными контейнерами

Да, пока у сферы международных ЖД-перевозок в России есть определенные проблемы. Но уже наметились пути их решения. Государственное субсидирование вполне может стать тем ключевым моментом, который позволит снизить тарифы и даст новый толчок к развитию отрасли.

Пока же хорошей альтернативой дешевым морским грузоперевозкам могут стать железнодорожные перевозки грузов сборными контейнерами. Компания «Sea Freight Logistics» предлагает полный спектр услуг по транспортировке сборных грузов из Китая в Россию и Европу, а также в обратном направлении по железной дороге.

Чтобы получить больше информации и воспользоваться нашим предложением, позвоните по телефону в Санкт-Петербурге: +7 (812) 317-66-30 или оставьте онлайн-заявку на сайте.