Беспилотные грузоперевозки в РФ: перспективы и возможности

17 сентября 2021

За рубежом беспилотные перевозки уже несколько лет как стали модным трендом современности. Российские эксперты в своих оценках актуальности этого тренда для России расходятся. Тем не менее Минтранс РФ уже разработал ряд соответствующих законопроектов, которые поспособствуют формированию рынка беспилотных ТС. По самым скромным прогнозам, в ближайшее десятилетие такой рынок может быть оценен в 9-10 млрд. долларов.

М-11 и мост через Амур для грузовых автоперевозок

Именно на этих направлениях планируется обкатать беспилотные технологии. Проектом Минтранса предусмотрено к 2024 году создание цифровой инфраструктуры на всей протяженности трассы М-11 «Нева», а это без малого 600 километров. На подъездах к Москве и Санкт-Петербургу будут построены специализированные хабы, чтобы исключить заезд автоматизированных грузовиков в город. Тестирование будет проводиться в режиме максимально приближенному к реальной обстановке. Как отметили в Минтрансе, грузовики будут «перевозить грузы, а не тестироваться только ради технологий».  

Еще одним «полигоном» планируется сделать мост через реку Амур. Выбор именно этого участка обусловлен его международным значением. Мостовой переход в районе Благовещенска и Хэйхэ — важный транспортный коридор между Россией и Китаем. Испытания беспилотников здесь позволят отработать взаимодействие между пограничными и таможенными службами разных стран.

В дальнейшем к тестированию беспилотных автоперевозок грузов будут подключаться и другие регионы. В ближайших планах — Мурманская и Новосибирская области.

Беспилотники над Сибирью и Дальним Востоком

Значительная часть Арктики, Сибири и Дальнего Востока относится к так называемым труднодоступным зонам. При этом они имеют важное стратегическое значение. Развитие этих регионов затруднено из-за сложности и стоимости доставки грузов сюда. Решение проблемы видится в применении беспилотной грузовой авиации. И такие планы уже есть в Минэкономразвития. Возможности для создания грузовой беспилотной авиации в стране есть, а несколько компаний уже ведут активную работу в этом направлении.

Непроработанными остаются лишь законодательные аспекты. И если разработка без правовой базы еще может худо-бедно осуществляться, то эксплуатация — нет.

Морские грузоперевоки без моряков

Еще в прошлом году Минфин, Минтранс, Минприроды, Минэкономразвития и Росморречфлот разработали и одобрили проект постановления об использовании автономных морских и речных судов. Эксперимент продлится до конца 2025 года и охватит более десяти регионов страны. Уже с начала этого года каждая судоходная компания имеет возможность оснастить судно системами автономного судовождения и эксплуатировать его в коммерческих елях без каких-либо ограничений. Благо проект правового регулирования уже есть и одобрен всеми причастными. По данным «РБК» возможностью уже воспользовался ряд крупных российских грузоперевозчиков.

В ближайшие 5-10 лет можно ожидать массового внедрения технологии, благодаря которой рентабельность морских перевозок вырастет на 15-30%. 

Пока законопроекты Минтранса, касающиеся регулирования сферы автономных грузоперевозок, носят ознакомительный характер. Им предстоит пройти долгий путь обсуждения и одобрения. И едва ли они останутся в неизменном виде. Станут ли беспилотные технологии сегментом отечественной логистики, и как будет выглядеть сама отрасль, сейчас сказать сложно. Но все предпосылки к ее успеху в стране и мире определенно имеются.

Ну а пока беспилотные технологии — дело ближайшего будущего, рекомендуем воспользоваться традиционными методами доставки грузов от компании «Sea Freight Logistics». Чтобы проконсультироваться и заказать услуги, позвоните по телефону +7 (812) 317- 66- 30 или оставьте онлайн-заявку на сайте.