От чего зависит цена перевозки грузов морем

19 ноября 2018

Морские грузовые перевозки между Россией и Китаем, а также по другим направлениям – одна из наиболее востребованных и популярных услуг у международных транспортных и логистических компаний. Поэтому ценообразование в этой сфере является едва ли не самым актуальным вопросом для грузоотправителей. Тем более, что оно в корне отличается от формирования тарифов на автомобильные и железнодорожные контейнерные перевозки.

Морские грузовые перевозки

Из чего складывается стоимость морских грузоперевозок

Основная составляющая цены – это фрахт. Эта сумма определяется в договорном порядке между грузоперевозчиком и грузоотправителем. Фрахт – это стоимость конкретной перевозки определенного количества груза из одного порта в другой. В отличие от сферы организации автомобильных перевозок, фрахт не является фиксированной величиной и зависит от:

расстояния между портами. Чем оно больше, тем, соответственно, выше стоимость услуги;

количества и типа груза. Все грузы делятся на десять категорий – по уровню сложности и опасности перевозок. Поэтому стоимость даже морской перевозки грузов в контейнерах и навалом может разниться;

дополнительных расходов судна – на портовые сборы, погрузку/разгрузку, обслуживание в пути и другие услуги;

сезона перевозки и загруженности морских путей и портов. В сезон активной загрузки портов они повышают сборы, что сказывается и на стоимости перевозки.

Вторая важная составляющая – доплаты за маршрут следования. Так, например, проход через Суэцкий или Панамский каналы – платные. Эти расходы стандартно ложатся на плечи грузоотправителей. Правда, при международных перевозках сборных грузов они не столь значительны – из-за большого числа грузоотправителей, между которыми и распределяется дополнительная финансовая нагрузка.

Третья составляющая расходов – экологическая. Если при перевозке морских контейнеров автотранспортом эта сумма уже включена в транспортный налог, то в случае морских перевозок действует так называемый «Серный сбор» – плата за выбросы судна.

Стоит упомянуть и про актуальную для России северную надбавку – это дополнительные расходы порта на ледокол для расчистки фарватера в зимний период или, например, если морские контейнерные перевозки из Санкт-Петербург осуществляются северным морским путем.

Морская перевозка грузов в контейнерах

Факторы, влияющие на стоимость услуг

Помимо фрахта, стоимость которого может меняться – в зависимости от вышеназванных причин – существуют и другие факторы, влияющие на цену транспортных услуг. Если говорить про международные грузоперевозки, то тут ощутимо сказывается изменение курса валют. Так как оплата портовых сборов, услуг иностранных команд и специалистов, аренды кораблей и доков осуществляется в американских долларах и евро или в другой иностранной валюте по курсу доллара на текущий момент. Таким образом, падение курса рубля ведет к удорожанию морских грузоперевозок.

Если в сфере контейнерных перевозок железнодорожным или автомобильным транспортом сезонность малозаметна, то в морских грузоперевозках сезонный рост спроса на услуги приводит к ощутимому колебанию цен. Обычно оно наблюдается с августа до февраля с пиком во второй половине осени, когда производятся закупки к Новому году.

Стоит упомянуть и об еще одном важном факторе – желании клиента получить свой груз как можно быстрее. Морской транспорт не относится к скоростным. Это окупается доступной ценой услуг. За скорость неизбежно приходится переплачивать – и зачастую немало. Поэтому в случае транспортировки небольшого объема, порой выгодно заказать перевозку сборных грузов авто- или даже авиатранспортом.

Конечно, вышеперечисленными факторами все не ограничивается. Точный расчет стоимости морских грузоперевозок сможет провести лишь специалист на основании полных данных о грузе и маршруте.