Перевозка контейнеров в полувагонах: за и против

27 июля 2020

В середине месяца Российский Союз промышленников и предпринимателей (РСПП) обратился к заму Главы Правительства Андрею Белоусову с предложением по развитию внутрироссийских железнодорожных контейнерных перевозок. Суть его в отмене моратория на контейнерные перевозки сборных и иных грузов в полувагонах. Запрет существует с 2014 года, когда были отменены местные технические условия (МТУ) на размещение и крепление контейнеров в полувагонах. С тех пор вопрос затрагивался не единожды, а текущая дискуссия разгорелась еще в марте.

Почему против?

Когда в 2014 году принимали решение не пролонгировать МТУ, касающиеся железнодорожных перевозок контейнерами, опирались на экспертные мнения — о небезопасности таких перевозок. В частности, Лев Матюшин — старший научный сотрудник Российского Университета Транспорта — обращал внимание на несоответствие конструкций контейнера и полувагона. Из-за чего тара при транспортировке опирается не на углы и периметр дна, а на хребтовую балку, что особенно небезопасно при движении под уклон.

После введения запрета грузооператоры были вынуждены перейти на специализированные фитинговые платформы, предназначенные для контейнерных перевозок железнодорожным транспортом. На их производство была переориентирована и промышленность. Применение фитингов — помимо повышения безопасности — позволяет в пять раз сократить время формирования составов, что положительно сказывается на стоимости перевозки железнодорожным транспортом (в долгосрочной перспективе) и на пропускной способности существующих ЖД-магистралей.

Грузоперевозки ж/д транспортом

А есть ли плюсы?

Впрочем, крупный российский промышленник Владимир Лисин и поддержавший предпринимательскую инициативу замгендиректора ОАО «РЖД» Алексей Шило предлагают рассматривать возврат к новым нормам с другой стороны — не как запрет более безопасных и новых технологий в угоду более доступным. Ведь грузоперевозки ж/д транспортом по России весьма неравномерны, из-за чего сейчас ощущается избыток полувагонов. В то же время Дальневосточный регион испытывает недостаток фитинговых платформ, что негативно сказывается на сроках перевозки сборных грузов, идущих через местные порты и из Китая.

По мнению сторонников возврата старых МТУ, такое решение позволило бы более равномерно распределить нагрузку и стало бы выходом для операторов Сибирского региона, у которых по самым скромным подсчетам 5-10% парка полувагонов возвращаются с Дальнего Востока порожними. А могли бы стать следующей ступенью морских контейнерных грузоперевозок, осуществляемых через порты региона. Кроме того, загрузка и использование полувагонов не требует строительства специализированных терминалов. Это позволит грузоотправителям/грузополучателям заказывать железнодорожные перевозки с промежуточных необорудованных станций.

ЖД-перевозки негабаритных сборных и иных грузов

В настоящее время вопрос остается открытым, но достижение компромисса вполне реально — ведь инструменты МТУ весьма гибкие и позволяют удовлетворить интересы всех участников сферы ЖД-перевозок не в ущерб их безопасности. Пока же остается только ждать результатов, заказывая железнодорожные перевозки по старой схеме на сайте «Sea Freight Logistics». Оставить заявку на перевозку груза железнодорожным транспортом, получить консультацию или заказать расчет железнодорожной перевозки можно через онлайн-форму или по телефону: +7 (812) 317-66-30.

Связаться с нами