В чем отличие коносамента от драфт коносамента?

7 января 2019

Организация перевозок грузов морским транспортом сопровождается необходимостью оформления большого количества документации. Состав и форма пакета документов зависит от типа грузоперевозок и груза, маршрута следования и многих других факторов. Вся документация, используемая при грузовых перевозках морским транспортом, носит общее название «морской коносамент» и подразделяется на, собственно, коносаменты и драфт коносамента. Рассмотрим, что это такое, и в чем разница?

Что такое драфт коносамента?

Приставка драфт имеет английское происхождении и в переводе с этого языка обозначает «черновик, проект». Драфтом коносамента называют проект документации, который грузоотправитель и грузоперевозчик согласовывают между собой на начальном этапе организации морских международных перевозок. То есть еще до того, как груз будет погружен на судно. 
Для отправителя драфт является как бы документом, подтверждающим факт бронирования места под груз на судне, с которым он заключает агентский договор. Для грузоперевозчика или его представителя драфт коносамента – гарантия того, что планируемый к перевозке груз реален и документы на него будут оформлены надлежащим образом.
Драфт коносамента может переделываться неограниченное количество раз, пока не будет полностью согласован и утвержден обеими сторонами договора на доставку грузов морскими перевозками. После этого проводится контрольная сверка указанной в драфте информации с фактически наличествующим грузом и его характеристиками, после чего выпускаются оригиналы коносаментов на морские грузовые перевозки.

Документы

Коносаменты при морских контейнерных перевозках грузов

Оригинальные документы, используемые при морских грузоперевозках, делятся на две большие категории: линейные и экспедиторские (домашние). Первый – это основной документ, который оформляет и выпускает грузоперевозчик (линия) с указанием всех данных по грузу, отправителю и получателю. Он является подтверждением того, что перевозчик получил и принял груз. Линейный коносамент – единственный официальный документ на груз, принимаемый и рассматриваемый таможней. Остальные же расцениваются как дополнение.
Домашний коносамент – это документ, используемый при перевозке сборных грузов. Он выполняет роль не только коносамента, но и гарантии оплаты груза, так как без оплаты агент просто не оформляет линейный коносамент. То есть, в некотором роде, домашний коносамент – это тоже своеобразный драфт. Если разбираться, сколько стоят морские перевозки и как формируется их цена, становится ясно, что именно сборные грузы – наиболее выгодный вариант для небольших и средних партий товаров (особенно разнородных). Но оформлять документацию, указывая в качестве отправителей и получателей 10-15 наименований (компаний и ИП) очень неудобно. Поэтому появился упрощенный вид документа, в котором отправителем выступает агент (представитель агентской организации), который собирает и отправляет груз, а получателем – экспедитор, который работает со сборными грузами в порту получения. 
Оригиналы коносаментов обычно не подлежат корректировке. Поэтому при оформлении и расчете морских перевозок существует необходимость в использовании драфта коносаментов. Их наличие и использование позволяет обоим участникам договора правильно рассчитать и согласовать тарифы на перевозку грузов морским транспортом, утвердить порядок и сроки погрузки, составить схему расположения грузов в трюмах и урегулировать другие условия.