Грузоподъемность морских контейнеровозов

20 декабря 2018

По статистике на морские транспортные перевозки приходится около 95% всех грузов в мире. Такая популярность объясняется доступностью тарифов на морские перевозки и хорошей грузоподъемностью. Сегодня при организации перевозок морским транспортом в подавляющем большинстве случаев используются именно контейнеры, хотя появились они и суда для их транспортировки относительно недавно.

Появление и развитие контейнерного флота

История контейнеровозов началась с середины прошлого века, когда для перевозки контейнеров стали переделывать танкеры и балкеры (суда для транспортировки наливных и насыпных грузов, соответственно). Они были максимально (на тот момент) приспособлены для морской перевозки грузов в контейнерах и могли принимать на борт до 1000 TEU (стандартных морских контейнеров по 20 футов).

Датой появления первого полноценного контейнеровоза считается 1968 год. Его вместимость составляла 1530 TEU. А судно с ячеистой конструкцией, аналогичной современной, и вертикальными направляющими в трюмах появилось 4 года спустя. Именно с этой поры можно отсчитывать современную эру международных морских перевозок грузов контейнеровозами.

Эволюция контейнеровозов и их грузоподъемности

За 50 лет истории контейнеровозов их грузоподъемность выросла более чем в 14 раз. В совершенствовании этих судов были заинтересованы в первую очередь логистические компании, ищущие возможности сделать перевозки морских контейнеров более выгодными и доступными. Большие шаги в этом направлении сделали компании APL (США), Maersk Line (Дания), CMA CGM Group (Франция), MSC (Швейцария) и Orient Overseas (Китай).  

Эволюция и динамика роста грузоподъемности контейнерных судов:

  • Cудно грузоподъемностью – 2950 TEU

    1972 – на воду было спущено судно с рекордной на тот момент грузоподъемностью – 2950 TEU. Этот контейнеровоз стал первым в классе PANAMAX, существовавшем вплоть до 1996 года;

  • Cудно грузоподъемностью – 4100 TEU

    1980 – судно класса PANAMAX достигло своего предела – 4100 TEU. Такой объем был ограничен размерами шлюзов Панамского канала (отсюда и название);

  • Cудно грузоподъемностью – 4600 TEU

    1984 – компания APL, разработавшая маршруты морских контейнерных перевозок грузов в обход Панамского канала, создала контейнеровоз грузоподъемностью 4600 TEU;

  • Cудно грузоподъемностью – 11 000 TEU

    1996 – 2006 – лидерство на рынке перевозка контейнеров морским транспортом захватила Maersk Line, конструкторы которой создали первые контейнеровозы без люковых закрытий с возвышающимися над палубой направляющими. Грузоподъемность выросла c 6400 до 11 000 TEU, но дальнейшее развитие было ограничено возможностями Суэцкого канала;

  • Cудно грузоподъемностью – 16 000 TEU

    2012 – 2013 – углубление Суэцкого канала позволило повысить вместимость контейнеровозов до 16 000 TEU (CMA CGM), а потом и до 18 270 TEU (Maersk Line), что стало новым пределом возможностей;

  • Cудно грузоподъемностью – 19 000 TEU

    2015 – компанией MSC создан новый контейнеровоз объемом до 19 000 TEU;

  • Cудно грузоподъемностью – 21 413 TEU

    2018 – рекордное на сегодняшний день по грузоподъемности судно (21413 TEU) спустил на воду первый азиатский грузоперевозчик, специализирующийся на контейнерных морских грузоперевозках, OOCL из Гонконга. 

Ограничения для контейнеровозов

Но несмотря на хорошие характеристики грузоподъемности, количество крупных контейнеровозов не столь высоко, так как их возможности проходимости не так велики. Это связано с естественными ограничениями морских путей. Так, например, для Суэцкого канала сегодня максимально возможный показатель 16 000 TEU, а для Панамского (после модернизации) – 12 000 TEU.

Мелководность Финского залива не позволяет использовать при осуществлении морских перевозок в Санкт-Петербург суда вместимостью более 2 000 TEU. Поэтому при транспортировке товаров из Китая в Россию популярен маршрут через гамбургский порт, где происходит перегрузка товаров.